ср, 30 октября 18:00 |
|
+1°C 756 мм Ю-З,2 м/с | |||
чт, 31 октября 06:00 |
|
-2°C 755 мм Ю-В,1 м/с | |||
чт, 31 октября 18:00 |
|
+1°C 754 мм В,3 м/с | |||
пт, 1 ноября 06:00 |
|
+1°C 754 мм Ю-В,4 м/с | |||
|
"Такие мы люди!"
Пт, 28 июн 2024 12:31 +0600
45 лет - общий трудовой стаж Николая Ивановича Кумпана из Георгиевки, все эти годы он работал шофером. Большая часть его рабочего пути прошла в совхозе «Ольгинский».
За плечами шофера тысячи километров, сотни городов и сел и не только России, неоднократно ему довелось бывать и за границей, но принципу «где родился, там и пригодился» он не изменил.
Детство
Без малого 130 лет назад семья Ивана Антоновича Кумпана перебралась из Харьковской губернии в Георгиевку. Построили небольшой саманный дом на самом краю деревни, который стоит в своем первозданном виде и по сегодняшний день, где и разместились. В семье было восемь детей, пятым ребенком родился сын Николай. На дворе стоял 1938 год, день его рождения в один день с Пушкиным, как говорит сам Николай Иванович с присущей ему иронией «поэт родился великий, человек бесспорно умный, но и я ничего получился».
- Семья наша большая, отец участник двух войн, в 1946 году он вернулся домой, трудился объездчиком, мама всю жизнь работала в колхозе. Нас у родителей мал мала меньше, жили не просто, но без уныния, трудились, тянулись к лучшему, как и вся страна. Как-то размещались девять душ в одной комнате, да и плюс еще теленок ползимы с нами «квартировал», если отёл на зиму пришёлся. Я всю жизнь прожил в деревне, а вот как-то так и не смог проявить интереса к коровам и свиньям, к слову «сарай» всегда с холодком относился, а вот к технике - это да, с малых лет интерес проявлял, - рассказывает Николай Иванович Кумпан.
Первые трудовые дни Николая Ивановича пришлись на 8 лет его жизни, при оформлении на пенсию они тоже вошли в общий трудовой стаж. Вместе с другими учениками Георгиевской школы выходили на прополку пшеничных полей, слова «гербициды» тогдашняя агрономическая отрасль еще не знала. Детей в деревне было много - семьи колхозников в большинстве своем были многодетные. Школьные классы насчитывали 40 и более учеников. Труд, конечно, был сложный, особенно для еще слабых детских рук, но дети того времени взрослели рано, у каждого было понимание, что страна пережила большую войну, принесшую разруху, и поднимать ее нужно сообща.
-Школьные годы - это беззаботное детство, это было обычное детство деревенской ребятни: игры, драки, детские проказы. нас в классе было 40 человек, леса после войны не осталось - вокруг степь, от колков - пеньки, школу топили кизяком, а сильно им натопишь? Так и сидели в холодных классах, старались прижаться друг к другу поближе, так было теплее. Я сидел рядом с девочкой Светой Лыхенко, только прижмусь к ее плечу, и так хорошо становится - тепло, учитель Вельман Борис Яковлевич увидит и говорит «Кумпан, отодвинься от Лыхенко», ну отодвинусь и снова мерзну, думалось о теплой печке, но, тем не менее, знания, полученные в школе, и сегодня могу повторить. Казалось бы, ни учебников, ни тетрадей, да у большинства одна пара обуви на всю семью, а знания учитель давал колоссальные, и мы их впитывали. С одноклассниками общаемся до сих пор, для меня это люди большого ума: Николай Дмитриевич Лыхенко начинал работать агрономом в Екатеринославке Шербакульского района, на протяжении многих лет был председателем и вывел село в лидеры. или мой однокашник Михаил Андреевич Бешевец - человек-энциклопедия, это счастье вырасти и всю жизнь поддерживать дружеские отношения с такими неординарными людьми, они и в школе выделялись, конечно. Это дружба длиною почти в век, не каждый может такой похвастаться. Несмотря на то, что учились мы в большинстве своем хорошо или отлично, это нам не мешало быть детьми, и дрались, и хулиганили, и из школы в старших классах исключали. Знаете, как нас называли? Если только скажешь, что ты из Георгиевки, тут же услышишь в ответ «конокрад» или «драчун». В деревне тогда много лошадей было, табун приличный, ну и лошади были ухоженные, ведь все работы на них выполняли. И довольно часто георгиевских лошадей «уводили», вот и прижилась такая слава за нашей молодежью, ну а то, что отчаянные были - это да, кулаками, если требовалось, могли себя заставить уважать, - смеясь, делится воспоминаниями Николай Иванович.
В 1953 году, после окончания георгиевской семилетки Николай Иванович год проработал в колхозе, помогал отцу пасти лошадей, частенько ночью, оставшись в поле один, с насторожённостью озирался вокруг. Место было не очень охваченное цивилизацией, природа не тронута, волки большими стаями бродили по району, частенько над деревней стоял вой голодных животных. Страха не было, а вот табун численностью в 120 голов нужно было уберечь от голодных хищников.
Как целину поднимал
Так прошли два года, а в 1956 году взрослые георгиевские мужики стали уезжать в соседний Казахстан поднимать целину и строить на освоенных казахстанских территориях. вместе с ними поехал и Николай Кумпан, в Георгиевке его особо ничего не держало, возраст был такой, что хотелось свершать большие дела. Так по воле случая Николай Иванович оказался в Коммунизме. Помогал опытным механизаторам в поле обрабатывать залежные земли. Активно шло становление села, часто молодой паренек выполнял поручения на стройке, одним словом, был там, где требовались рабочие руки. Как–то идя после рабочего дня мимо конторы, Николай Иванович обратил внимание на объявление, приклеенное к двери, подошел, на разлинееном листе синими чернилами было написано: «Щучинская школа механизации объявляет набор на курсы водителей», и как считает Николай Иванович, это объявление было судьбоносным в его трудовой деятельности. На следующий день он уехал из Коммунизма в Щучинск.
- Дорог не было, на самосвале по бездорожью довезли меня до Петропавловска, оттуда на поезде я поехал в Щучинск. Приехал, а двери закрыты - выходной. Бродил я вокруг здания, бродил, и тут вышел кочегар, познакомились, он пригласил меня к себе на квартиру, так 10 месяцев, а именно столько длилась учеба, я у него и жил. Вообще я по жизни удачливый, мне всегда везло и на людей, и на события. На следующий день из Коммунизма приехали еще парни молодые в школу обучаться, их не приняли, группа была набрана, я был последним студентом, кого зачислили. Ну разве не счастливчик? Щучинск я полюбил, природа красивейшая, друзей на новом месте было много, обучаться водительскому мастерству это была моя мечта, я хотел работать на технике, школу механизации окончил с отличием, учили нас как следует - и правила дорожного движения знали, и устройство тракторов и сельскохозяйственных машин, - вспоминает Николай Иванович.
Вернулся дипломированный специалист в Коммунизм как раз накануне посевной, отработал, не один гектар целинных земель был вспахан. Получив первую серьезную зарплату в 650 рублей, молодой тракторист был слегка шокирован: по тем временам деньги огромные, к слову сказать, отец Иван Антонович на должности объездчика имел оклад в 45 рублей; всю «получку» без остатка отдал родителям.
Осенью помогал вывозить казахстанский хлеб на ток, а в ноябре принес почтальон повестку для прохождения срочной службы, так 28 ноября 1957 года георгиевский тракторист был зачислен в сухопутные войска. В то время многим солдатам предоставляли возможность прямо на месте окончить авто-школу и получить водительские категории на легковой и грузовой автомобиль. Николай Иванович от такой возможности не отказался и сбылась его давняя мечта, теперь он имел не только такие нужные «корочки» тракториста, но и водителя. Вскоре новобранцев, имеющих водительские удостоверения, перевели на службу в Приморский край, морская авиация нуждалась в водителях всех категорий, здесь и остался Николай Иванович до конца службы.
- Работал я на машине МАЗ-500 заправщиком, самолеты ИЛ-28 заправлял. За два года, что находился на службе в Приморье, исколесил многие города: Партизанск, Уссурийск, Владивосток, Сучанскую долину и сегодня могу пересечь с закрытыми глазами. Армия это, конечно, такой важный этап в жизни любого мужчины, и мир была возможность посмотреть, и друзей новых нашел, и профессионального опыта набрался, техника для гражданского населения непривычная, и неизвестно - увидел бы я что-то подобное еще где-то. В августе 1960 года меня отправили домой, закончился срок службы, - продолжает рассказ Николай Иванович.
Совхоз «Ольгинский»
Вернулся Николай Иванович в Георгиевку, свободных вакансий в родном селе для водителя не нашлось, а другой работы он для себя не видел. Обратился Николай Иванович в одно из крупнейших предприятий района - Полтавское АТП, где и отработал водителем в течение пяти месяцев. Как-то, когда большая семья Кумпан собралась вместе, старшие братья Николая Ивановича трудившиеся в совхозе «Ольгинский», рассказали, что не хватает водителей и предложили брату перебраться в свой дружный коллектив.
В период с 1961 года и до выхода на пенсию в 1998 году Николай Иванович трудился шофером именно здесь. Этот отрезок времени длиною в 37 лет заслуживает того, чтобы вкратце о нем рассказать, хотя бы потому, что каждый отработанный день георгиевского шофера - это был посильный вклад в становление своей малой родины и в развитие огромной страны в целом.
- Где я только не бывал за то время, что работал в Ольгино - и на север в командировку отправляли, в Ханты-Мансийский округ, а это больше тысячи километров в одну сторону, ездил сам, без напарника. Когда назад уже ехал, заехал в Тобольск, забежал в магазин, смотрю, уксус стоит на прилавке, а у нас в деревне тогда дефицит был на него, ну я коробку и купил это около 100 бутылочек, продавец только брови приподняла от удивления, по итогу хватило уксуса на всю Георгиевку. За границей пришлось побывать, за хорошую работу меня часто поощряли путевками от профсоюза, бывал в Венгрии, Румынии, Югославии, Грузии, Казахстане, Крым весь посмотрел. В Венгрию приехал, обзнакомился с отдыхающими, пошел посмотреть новую для меня страну, смотрю, ковры продают, бери, сколько хочешь. Я естественно от такой возможности не отказался, пошел на почту и посылкой его в Георгиевку отправил, и приехал мой ковер из Венгрии быстрее меня. рассказываю я это, чтобы нынешнее поколение знало, как мы жили, а жили, я считаю, очень даже хорошо. Дефицит на некоторые товары был, конечно, но в основной массе все было доступно. Моей зарплаты шофера и учительской зарплаты жены хватило, чтобы в 80-х купить новенький «Жигуль», по тем временам роскошь, это к слову о том, как жили. Человек труда был в большом почете, все было очень стабильно. Работать я старался на совесть, может быть, поэтому у меня и не возникало особых трудностей. В Москву меня руководство отправляло, за новым ЗИЛом ездил, назад своим ходом пригонял. Страна наша активно развивалась, жизнь кипела, совхоз «Ольгинский» строился бешеным темпом, автопарк постоянно обновлялся, водители, механики, трактористы были востребованы, - вспоминает Николай Иванович.
Семья
В 1966 году правление совхоза отправило на отдых в Боровое лучших учеников ольгинской школы в сопровождении учителей. Всего в путь снарядили пять открытых бортовых «газиков», среди шоферов был и Николай Иванович. По приезду в уже знакомые места молодой шофер поспешил проведать старых знакомых в Щучинске, а таких у Николая Ивановича за то время, пока он осваивал профессию тракториста, образовалось великое множество. Отметим, что наш герой в молодости был человеком общительным и компанейским, о чем свидетельствует великое множество черно- белых фотокарточек из разных городов и сел нашей большой страны с надписью «На долгую память Николаю!».
И только Николай Иванович достал свой чемодан «с новыми туфельками и пиджачком» (это был бессменный набор георгиевского шофера во всех его дальних поездках!), как кто- то из знакомых крикнул: «Что ты, Николай, все ищешь? Франтишься! Посмотри, какие невесты с тобой рядом живут», и Николай Иванович посмотрел на молодую тоненькую девушку, это была молодая учительница Антонина Максимовна, сопровождавшая школьников. Вот так распорядилась судьба, молодые люди, трудившиеся в одном селе, должны были проехать сотни километров, чтобы познакомиться в Казахстане.
- Женился я довольно поздно, вроде и невест было много, и сам я был не робкого десятка, но как-то у меня не складывались серьезные отношения с девчатами - то мне девушка не по душе, то я не приглянулся. А с Тоней когда познакомился, то уже понимал, что это моя будущая жена. Поженились мы не скоро, два года встречались, мне нужно было закончить строить дом на том же участке, где стояла наша землянка, вдвоем с отцом мы выстроили большой деревянный дом, в этот дом я и привел свою жену Антонину. И хочу сказать - и в семейной жизни я счастливчик, не зря так долго жену выбирал, потому как семейную жизнь мы прожили счастливо, прошагали бок о бок 56 лет, воспитали двоих сыновей. Уже несколько лет живу один, супруга умерла, и потому как скучаю по ней, еще больше понимаю, что все в своей жизни я сделал правильно, другой бы жизненной истории мне не хотелось, - подытоживает Николай Иванович.
Наталья Кумпан
рубрика: Спец. проекты
Добавить комментарий
Отправить
Сетевое издание ЗАРЯ-ПОЛТАВКА.
Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-72019 от 26 декабря 2017 года.Учредитель: бюджетное учреждение Омской области "Редакция газеты "Заря".
Главный редактор: Мороз В.И.
Адрес редакции: Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка, ул. Ленина,12.
Адрес электронной почты редакции: zarya@pressa.omskportal.ru.
Адреса телефонов редакции: приемная - 8(38163)21-065, отдел рекламы и объявлений - 8(38163)21-730.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях к материалам.